Курская областная организация Cоюза женщин России

Наши партнеры




Успехи в реализации проекта «Молодые обучают пожилых»

Проект «Молодые обучают пожилых» Курская областная общественная организация Союза женщин России совместно с Курской региональной организацией общества «Знание» запланировала и уже успешно реализует. Проект реализуется в 7 регионах ЦФО в соответствии с дорожными картами. В каждом регионе за реализацию проекта отвечает куратор. Обычно кураторами проекта являются руководители региональных общественных организаций общества «Знание» России.

Кураторы проектов из Белгородской, Брянской, Воронежской, Калужской, Курской, Липецкой и Тульской областей ежемесячно отчитываются перед головной организацией о том, как идет реализация проекта в регионах, сколько молодых преподавателей участвует в обучении пожилых людей, где и как проходят занятия, сколько пожилых людей задействованы в проекте.

На конец июня 2014 года во всех регионах было обучено информационным технологиям 8314 человек. Успешнее всего идет реализация проекта в Курской области, где 2393 пожилых человека освоили азы компьютерной грамотности. В Брянской области обучено 2050 человек, в Липецке прошли обучение 1150 чел. Дополнительные итоги будут подведены после предоставления отчетов о проделанной в регионе работе в июне месяце.

Какие выводы о эффективности проекта можно сделать?


Успех реализации проекта «Молодые обучают пожилых» зависит от подбора будущих преподавателей, от их желаний и умений работать с пожилыми людьми. Во всех регионах была проведена работа по подбору будущих просветителей, затем в регионах была проведена серия обучающих семинаров, на которых прошли обучение 132 человека, На семинарах квалифицированные специалисты из головной организации ответили на вопросы, консультировали молодых будущих преподавателей, каждый участник семинара получил методички «Особенности обучения пожилых людей», методические разработки по курсу «Просто о сложном. Мир информационных технологий для пожилых людей». Средний возраст молодых просветителей 18-20 лет, в основном (91%), это студенты высших учебных заведений, которые в курсах учебных институтских программ получили образование в области информационных технологий. Все они (100% из числа опрошенных) уверены, что современный пожилой человек должен иметь навыки пользования информационными коммуникациями. До участия в обучающих семинарах только 41,3 % имели навыки преподавательской деятельности, среди не имевших таких навыков 67,2% отметили, что им привлекателен этот вид деятельности. Побудительными мотивами стать участниками проекта «Молодые обучают пожилых» являются :

•возможность открыть для себя что-то новое,

•возможность поделиться своими профессиональными знаниями,

•социальная солидарность,

•желание помочь пожилым людям.

К концу июня 2014 года 61 студент из опрошенных 109 потенциальных молодых преподавателей реализуют свои намерения на практике, проводя занятия с пожилыми людьми, 58% молодых просветителей получают удовлетворение от того, что они делают благородное дело. Просветительская деятельность необходима, значение ее велико, но еще более значимой она становится благодаря вовлечению молодых просветителей, которые повышая свой профессионализм, начинают лучше понимать запросы, потребности, особенности жизни пожилых людей.


Эффективность реализации проекта определяют участники проекта, т.е. пожилые люди, которые изъявили желание освоить азы компьютерной грамотности. Качественный состав слушателей изменяется ежегодно и это требует изменения методик преподавания, изменение потребностей пожилых людей определяет необходимость внесения изменений в обучающие программы. Практика показывает, что мужчины обычно намного реже записываются на различные курсы обучения, якобы негоже мужчинам признаваться в некомпетентности, в незнании чего-либо. Такая тенденция в настоящее время преодолевается. Среди слушателей курсов по повышению информационной грамотности удельный вес мужского населения неуклонно повышается, сегодня он составляет 21%, увеличившись в 2 раза по сравнению с вовлеченностью мужчин в мероприятиях, проводимыми в центрах работы с пожилыми людьми. Изменяется возрастной состав слушателей. Среди слушателей проявили интерес к обучению люди старше 75 лет, люди этого возраста ранее считались необучаемыми. Удельный вес пожилых старше 65 лет составляет 45,1%. Резко увеличивается в общем числе доля пожилых людей, имеющих высшее образование. В составе слушателей проекта в настоящее время более половины (55%) имеют высшее образование, 74% из них не работают, а 17,4% хотели бы найти работу. Степень владения информационными технологиями у пожилых людей косвенно может быть выражена показателем, сколько людей из числа опрошенных владеют только одним средством информационной коммуникации - телефоном (и то «плохо владею» написали слушатели в своих анкетах). Доля таких людей составляет 89%.

Что заставляет пожилых людей осваивать новые профессии, стремиться к получению новых знаний? Реально оценивая ситуацию, пожилые люди (48,4%) в своих анкетах отмечают, что раньше не было потребности в этих знаниях, что препятствием к обучению была собственная пассивность (26%), 82% от общего числа опрошенных считают, что информационная грамотность позволит им перейти на новый уровень общения с членами семьи, знакомыми, у пожилых людей появилась потребность адаптироваться к произошедшим изменениям в обществе, потребность в самосовершенствовании, в сохранении самоуважения и уверенности в себе (76%). Одинокие люди считают, что учеба соответствует их желанию сменить привычную обстановку (14,5%). Многие пожилые люди (26%), благодаря полученным знаниям получат возможность оплаты услуг ЖКХ, проездных билетов, получения разнообразной информации., пожилые люди хотели бы использовать полученные знания для расширения круга общения, для поиска информации, для получения консультаций в режиме on-line, широко использовать возможности электронной почты (65% опрошенных), работы с документами и сохранения их на разных электронных носителях (29%). Любое обучение, а тем более обучение современным технологиям способствует социализации пожилых людей, у них появляется вера в себя, в свое будущее, завязываются новые контакты, дружеские связи, появляются новые занятия, новые интересы и способности, растет внутренняя удовлетворенность жизнью, улучшается качество жизни пожилых людей.


Важной особенностью реализации проекта «Молодые обучают пожилых» является то, что расширяется число регионов, в которых осуществляется эта деятельность. Вовлечение в реализацию проекта 7 регионов ЦФО позволило активизировать роль общественных институтов, направить их деятельность на конкретные практические мероприятия, создать или воссоздать в отдельных регионах деятельность общества «Знание» России (в Калужской области, в Брянске). Просветительская деятельность является сегодня для нашей страны актуальной проблемой, использование потенциала молодых людей, которые открыты для работы, энергичны, готовы помогать пожилым людям является решаемой проблемой для всех регионов не только ЦФО, но и всей России.


В анкетах участники проекта единодушны в оценке значимости проекта. И молодые преподаватели, и пожилые слушатели отмечают необходимость дальнейшего обучения информационным технологиям, они на себе почувствовали преимущества новых знаний и умений, захотели углублять и расширять эти знания. Кроме того, они отмечают, что аналогичные знания нужны их друзьям, родственникам, соседям, потребность в ликвидации информационной неграмотности намного больше, чем реализовано в проекте, т.е. проект требует дальнейшего продолжения.

Руководитель проекта «Молодые обучают пожилых»,

к.э.н.,проф. Л.Н.Иноземцева


Анонсы